Активный образ жизни

детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

 

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Физическая активность имеет целый ряд преимуществ при РАС. Программы физической активности улучшают навыки моторики, социальное взаимодействие, мышечную силу и выносливость. Особенно полезно плавание, оно позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Полезно занятие конным спортом, легкая атлетика, бег, прыжки, ходьба, помогают ребенку стать сильнее и выносливей.  Физические упражнения особое значение имеют для детей, которые испытывают проблемы с развитием крупной и мелкой моторики, сенсорной интеграцией, низкой концентрацией внимания, развитием координации и равновесия, зрительным восприятием. Физическая нагрузка должна быть постепенно дозируемой и регулярной, это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное внимание на функциональную адаптацию  к нарастающим к физическим и психическим нагрузкам. У детей с РАС часто возникают трудности с выполнением тех или иных двигательных упражнений — движения обычно могут быть вялыми, напряженно скованными или механическими. Ребенку с РАС рекомендована физическая активность как минимум час в день. Короткие периоды физической активности, которые распределены в течение дня, поддерживать проще всего.

Для развития моторных навыков можно предлагать ребенку самые разные игры - прыгать на одной ноге, перепрыгивать, играть с мечами, битами, ракетками.  Упражнения на развитие равновесия способствуют стимуляции всех органов и систем организма и могут включать катание на качелях, тренажеры-балансиры (при выполнении данных упражнений, следует учитывать принципы индивидуального подхода). Завязывание шнурков или езда на велосипеде для ребенка с РАС могут оказаться сложными и для развития данных навыков, поможет плавание, преодоление различных препятствий, лабиринтов, использование конструкторов. Для развития координации используют - ползание на четвереньках, игры в классики, перескакивание через предметы, броски и ловлю меча обеими руками. Для развития синхронности движения обеих рук и моторной координации можно предложить удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча. Активно используется нестандартное спортивное оборудование, например фитбол-гимнастика, с помощью мячей фитболов развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость. Также используется  балансировочная платформа-зигзаг - стараясь удержать равновесие, дети развивают координацию и точность движений, один из самых любимых детьми тренажеров.

Несомненно, активный и здоровый образ жизни, такой как, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения, помогает детям с расстройством аутистического спектра расширить социальные взаимодействия и уменьшить нетипичные проявления поведения.

 

                                                 Врач-психиатр психиатрического

отделения ГКУ РД «РЦОНПЗДиП»

 Саидова А. М.